Администрация Грузинского сельского поселения
Грузинское сельское поселение Чудовского района Новгородской области

Территориальное общественное самоуправление (ТОС)

В соответствии со статьёй 27 Федерального закона Российской Федерации от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» под территориальным общественным самоуправлением понимается самоорганизация граждан по месту их жительства на части территории поселения для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив по вопросам местного значения.

Границы территории, на которой осуществляется территориальное общественное самоуправление, устанавливаются представительным органом поселения.

Органы территориального общественного самоуправления – организационная форма осуществления гражданами территориального общественного самоуправления.

ТОС является эффективной формой реализации собственных инициатив, направленных на улучшение качества жизни людей на своей территории.
Если граждане хотят изменить жизнь вокруг себя, реализовать свои проекты и/или привлечь органы местного самоуправления к реализации своих предложений, они могут действовать разными способами, например, создать некоммерческую организацию или выступить с неформализованной инициативой, но одним из самых действенных способов является создание ТОС.
Почему именно ТОС? Если ваши идеи касаются вашего непосредственного окружения (места проживания), то есть носят локальный характер и для их воплощения в жизнь вам нужно участие и поддержка других людей (ближних и дальних соседей), а также решение конкретных вопросов с органами власти, то наилучшей формой является ТОС, так как:
- это установленная законом форма участия населения в осуществлении местного самоуправления, обязанность по поддержке которой возложена как на органы и должностных лиц местного самоуправления, так и на органы и должностных лиц государства. ТОС сами могут инициировать вопросы о формах и объеме такой поддержки, а органы и должностные лица должны будут рассмотреть данные предложения;
- создание ТОС требует начального согласия ваших соседей (соседской общины) - не менее трети из жителей соответствующей территории (достигших 16 летнего возраста) должны поддержать идею создания ТОС в решении учредительного собрания или конференции. Такая даже пассивная вовлеченность в деятельность ТОС дает основание обращаться к жителям за поддержкой в реализации конкретных инициатив и право выступать от их имени при взаимодействии с органами власти и с другими организациями и гражданами. Органы ТОС представляют не сами себя, а всех жителей конкретной территории – это очень усиливает их влияние и возможность в выстраивании своей деятельности;
- ТОС вправе участвовать в принятии решений, касающихся как вопросов их территории, так и других вопросов по организации жизнедеятельности в муниципальном образовании, таким образом, они являются активными участниками местного самоуправления, а их обращения и предложения обязательны для рассмотрения органами и должностными лицами местного самоуправления;
- деятельность ТОС ограничивается только территориально (границами деятельности ТОС), но может быть очень разнообразной по решаемым вопросам, так как инициативы ТОС реализуются по “вопросам местного значения”, т.е. совпадают с содержанием деятельности органов местного самоуправления.

Основной задачей территориального общественного самоуправления является обустройство и благоустройство места проживания, создание инфраструктуры, а также самостоятельное под свою ответственность осуществление собственных инициатив по вопросам местного значения.

(информация с сайта ГОКУ "ЦМПИ")

I. Создание инициативной группы и проведение первого собрания.
Создание ТОС инициируется гражданами, проживающими на соответствующей территории, которые формируют инициативную группу.
Инициативная группа – это группа граждан численностью не менее 3 человек, проживающих на территории создаваемого ТОС и достигших 16-летнего возраста, имеющих право на участие в территориальном общественном самоуправлении.
Образование инициативной группы оформляется протоколом собрания инициативной группы по созданию ТОС (1 СОБРАНИЕ).
В протоколе обозначается повестка собрания. Как правило, на этом собрании обсуждаются следующие вопросы:
1. Избрание председателя и секретаря собрания (необходимы для оформления протокола и его представления в органы местного самоуправления).
2. Формирование инициативной группы для проведения мероприятий по созданию ТОС.
3. Подготовка предложений по наименованию ТОС, по границам ТОС, по проекту Устава ТОС, по структуре и составу совета ТОС, по кандидатуре председателя совета ТОС.
4. Организация работы по проведению учредительного собрания граждан по образованию ТОС.
Кроме того, на собрании инициативной группы необходимо обсудить основные вопросы проекта Устава:
– Какими будут основные направления деятельности ТОС и какие задачи в связи с этим он будет решать?
– Будет ли ТОС зарегистрирован в качестве юридического лица или нет.
– Что будет высшим органом ТОС (собрание или конференция)?
– На какой срок будут избираться органы ТОС?
Далее:
Инициативная группа обращается в органы МСУ с запросом о численности граждан, достигших шестнадцатилетнего возраста, проживающих на предполагаемой территории ТОС. Получает соответствующую справку.
II. Установление границ.
Инициативная группа (после получения соответствующего ответа на запрос о численности граждан) письменно обращается в представительный орган муниципального образования с предложением утвердить границы территориального общественного самоуправления (если иное не предусмотрено нормативными правовыми актами муниципального образования).
Представительный орган принимает решение об установлении границ ТОСов.
Инициативная группа принимает решение о назначении даты, времени и места проведения учредительного собрания либо конференции.
*Примечание: на собраниях граждане присутствуют лично, а на конференцию направляют делегатов, с учётом нормы представительства (количества человек от которых избирается делегат).
Существует практика, что если численность граждан территории, на которой организовывается ТОС, составляет менее 300 человек, то проводится собрание, а если более 300 человек – конференция.
III. Проведение второго собрания (конференция):
Для проведения учредительного мероприятия необходимо заблаговременно оповестить о дате, времени и месте проведения собрания жителей и органы МСУ.
Сообщение о проведении учредительного собрания или конференции должно быть направлено заранее (например, не менее чем за 15 дней до начала мероприятия) каждому жителю, достигшему 16-летнего возраста, проживающему на территории создаваемого ТОС.
Желательно проинформировать органы местного самоуправления о проведении учредительного собрания (конференции). В адрес органов местного самоуправления направляется письменное извещение, в котором указывается место, дата и время проведения собрания/конференции, а также вопросы повестки дня.
*Примечание: Выборы делегатов на учредительную конференцию считаются состоявшимися, если в голосовании приняло участие большинство жителей соответствующей территории и большинство из них поддержало выдвинутую кандидатуру.
Если выдвинуто несколько кандидатов в делегаты, то избранным считается кандидат, набравший наибольшее число голосов от числа принявших участие в голосовании.
На втором собрании (конференции) рассматриваются следующие вопросы:
1. Об избрании председателя и секретаря собрания/конференции граждан.
2. О создании территориального общественного самоуправления.
3. О принятии Устава ТОС.
4. Об основных направлениях деятельности ТОС на предстоящий период.
5. Об избрании совета ТОС, старосты.
6. Об избрании председателя ТОС (в случае, если ТОС – коллегиальный орган).
IV. Регистрация устава ТОС в администрации муниципального образования (в случае, если ТОС не является юридическим лицом).
Устав ТОС подлежит обязательной регистрации уполномоченным органом местного самоуправления соответствующего муниципального образования.
После проведения учредительного собрания или конференции граждан уполномоченное лицо (председатель ТОС) подаёт документы в администрацию муниципального образования для регистрации Устава ТОС:
1. Заявление о регистрации,
2. Копия решения представительного органа об установлении границ территории, на которой образуется ТОС,
3. Протокол учредительного собрания (конференции) граждан,
4. Два экземпляра Устава ТОС,
5. Лист регистрации участников собрания или конференции граждан с указанием их адресов и даты рождения
6. Список избранных членов инициативной группы, с указанием их контактов.
Уполномоченный орган местного самоуправления:
1. в случае регистрации Устава ТОС:
• вносит соответствующую запись в Реестр Уставов ТОС в муниципальном образовании;
• направляет заявителю:
- зарегистрированный Устав ТОС (с печатью уполномоченного органа МСУ и подписью ответственного лица за регистрацию),
- копию муниципального правового акта о регистрации Устава ТОС
2. в случае принятия решения об отказе в регистрации Устава ТОС:
• направляет заявителю мотивированный ответ;
• при необходимости сотрудники уполномоченного органа разъясняют заявителю причины отказа и оказывают помощь в устранении недостатков.
ВАЖНО: основанием для отказа в регистрации Устава ТОС может быть несоответствие представленных документов требованиям законодательства и нормативным правовым актам муниципального образования, регулирующих вопросы осуществления территориального общественного самоуправления.
 

• подъезд многоквартирного дома

• многоквартирный жилой дом

• группы жилых домов (улица)

• жилой микрорайон

•сельский населенный пункт, не являющийся поселением

• иные территории проживания граждан.

Существует две организационно-правовые формы создания ТОС: в статусе юридического лица, и без статуса юридического лица. В основном эти две формы отличаются друг от друга количеством возможностей по привлечению средств и объемом отчетности за свою деятельность и привлеченные средства.
1. ТОС без образования юридического лица:
Регистрации подлежит только Устав ТОСа в администрации района, города или сельского поселения.
Расчетного счета нет.
Могут получать средства на реализацию проектов через муниципальные образования.
2. ТОС в качестве юридического лица:
Подлежит государственной регистрации в организационно-правовой форме - некоммерческая организация (НКО).
Наличие расчетного счета в банке.
Возможность осуществления хозяйственной/предпринимательской деятельности, самостоятельно распоряжаться финансовыми и материальными ресурсами.
Могут получать средства на реализацию проектов из муниципального, краевого и федерального бюджетов.
Возможность участия в конкурсах и грантах международных фондов и грантодателей.

(информация с сайта ГОКУ "ЦМПИ")

Наименование ТОС

(согласно Уставу)

Реквизиты муниципального правового акта о создании ТОС

(о регистрации Устава, об утверждении границ территории)

ФИО председателя ТОС

Территориальное общественное самоуправление в д. Щетино

Решение Совета депутатов Грузинского сельского поселения от 06.08.2013 № 168 «Об установлении границ территории деятельности ТОС в д. Щетино»;

Постановление Администрации Грузинского сельского поселения от 06.12.2013 № 159 «Об утверждении Уставов ТОС д. Щетино, д. Велья»

Медведева Елена Анатольевна

Территориальное общественное самоуправление в д. Велья

Решение Совета депутатов Грузинского сельского поселения от 06.08.2013 № 169 «Об установлении границ территории деятельности ТОС в д. Велья»;

Постановление Администрации Грузинского сельского поселения от 06.12.2013 № 159 «Об утверждении Уставов ТОС д. Щетино, д. Велья».

Петрова Надежда Анатольевна

Территориальное общественное самоуправление в д. Облучье

Решение Совета депутатов Грузинского сельского поселения от 21.06.2016 № 158 «Об установлении границ территории деятельности ТОС в д.Облучье»;

Постановление Администрации Грузинского сельского поселения от 03.10.2016 № 313 «Об утверждении Уставов ТОС д.Облучье».

Григорьев Алексей Вадимович

Территориальное общественное самоуправление Малая Набережная 1

Решение Совета депутатов Грузинского сельского поселения от 22.11.2017 № 118 «Об установлении границ территории деятельности ТОС МКД № 1, ул.Малая Набережная, п.Краснофарфорный»;

Постановление Администрации Грузинского сельского поселения от 04.12.2017 № 299 «Об утверждении Устава ТОС «Территориального общественного самоуправления Малая Набережная 1».

Андрианова Анна Сергеевна

Территориальное общественное самоуправление «Прибрежное»

Решение Совета депутатов Грузинского сельского поселения от 27.06.2019 № 182 «Об установлении границ территории деятельности ТОС»; Решение Совета депутатов Грузинского сельского поселения от 30.08.2022 № 113 «Об изменении границ территории деятельности территориального общественного самоуправления (ТОС) Прибрежное;

Постановление Администрации Грузинского сельского поселения от 25.11.2022 № 200 «О регистрации Устава  «Территориального общественного самоуправления Прибрежное».

Кириллова Надежда Владимировна

Территориальное общественное самоуправление «Октябрьская 8»

Решение Совета депутатов Грузинского сельского поселения от 12.12.2019 № 196 «Об установлении границ территории деятельности ТОС»; Постановление Администрации Грузинского сельского поселения от 24.12.2019 № 245 «О регистрации Устава  «Территориального общественного самоуправления Октябрьская 8»

Гуркина Мария Николаевна

Территориальное общественное самоуправление «Кострец»

Решение Совета депутатов Грузинского сельского поселения от 30.08.2022 № 114 «Об установлении границ территории деятельности территориального общественного самоуправления ТОС»; Постановление Администрации Грузинского сельского поселения от 25.11.2022 № 199 «О регистрации Устава  «Территориального общественного самоуправления Кострец»

Данилова Анастасия Николаевна

Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie