Администрация Грузинского сельского поселения
Грузинское сельское поселение Чудовского района Новгородской области

Прокуратура разъясняет...

Автор: Прокуратура Чудовского района

1. Об уплате вносов на капремонт собственниками квартир в секции многоквартирного дома, которая введена в эксплуатацию после утверждения программы капремонта
Федеральным законом от 19.12.2023 N 601-ФЗ внесены изменения в Жилищный кодекс Российской Федерации, которыми урегулирована ситуация об уплате вносов на капремонт собственниками секции многоквартирного дома, которая введена в эксплуатацию после утверждения программы капремонта (часть 5.2 статьи 170).
Обязанность по уплате взносов на капремонт у собственников помещений, расположенных в части многоквартирного дома, которая введена в эксплуатацию после утверждения региональной программы капремонта и сведения о которой отражены в этой программе при внесении в нее изменений, связанных с изменением параметров данного многоквартирного дома, возникает по истечении срока, установленного органом государственной власти субъекта Российской Федерации, но не позднее чем в течение пяти лет с даты внесения в региональную программу капремонта указанных изменений.
С даты возникновения обязанности по уплате взносов на капремонт собственники помещений, расположенных в указанной части многоквартирного дома, уплачивают взносы на капремонт в соответствии с решением об определении способа формирования фонда капремонта, принятым и реализованным собственниками помещений в таком многоквартирном доме до даты ввода в эксплуатацию указанной части многоквартирного дома, если после этой даты собственниками помещений в таком многоквартирном доме не принято иное решение.

2. О нововведениях по вопросам выдачи предписаний по итогам контрольных мероприятий без взаимодействия с контролируемыми лицами
В соответствии с пунктом 7(2) постановления Правительства Российской Федерации от 10.03.2022 № 336 "Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля" по общему правилу выдача предписаний по итогам проведения контрольных (надзорных) мероприятий без взаимодействия с контролируемым лицом не допускается.
Однако постановлением Правительства Российской Федерации от 09.12.2023 № 2092 в эту норму внесены исключения.
В случае если в ходе проведения выездного обследования в рамках муниципального контроля в сфере благоустройства выявлены нарушения обязательных требований, то составляется акт выездного обследования, который направляется контролируемому лицу, и выдается предписание об устранении выявленных нарушений.
В случае если в ходе наблюдения за соблюдением обязательных требований (мониторинга безопасности) в рамках федерального государственного контроля (надзора) в области безопасности дорожного движения выявлены нарушения операторами технического осмотра обязательных требований к проведению технического осмотра транспортных средств, установленных правилами проведения технического осмотра транспортных средств, то составляется акт наблюдения за соблюдением обязательных требований (мониторинга безопасности), который направляется контролируемому лицу, и выдается предписание об устранении выявленных нарушений.
При этом оценка исполнения таких предписаний осуществляется только посредством проведения контрольных (надзорных) мероприятий без взаимодействия с контролируемым лицом.

3. Новое положение о паспорте гражданина Российской Федерации
Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.12.2023 № 2267 утверждено новое Положение о паспорте гражданина Российской Федерации.
Постановлением установлен порядок оформления и выдачи паспорта, его замены, уничтожения, срок действия, а также образец бланка паспорта и его описание.
Согласно новому Положению в паспорте, оформленном в виде документа, содержащего электронный носитель информации, будут указываться биометрические персональные данные, содержащиеся на электронном носителе информации (цифровое фотографическое изображение лица владельца паспорта).
Для учета паспортов и их бланков предусматривается ведение электронных записей с использованием системы «Мир».

4. О добровольческих формированиях Росгвардии
Федеральным законом от 25.12.2023 № 639-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" Росгвардия наделена полномочиями по созданию добровольческих формирований.
Добровольческие формирования Росгвардии будут привлекаться для выполнения отдельных возложенных на нее задач в период мобилизации, в период действия военного положения, в военное время, при возникновении вооруженных конфликтов, при проведении контртеррористических операций, а также при использовании войск Росгвардии за пределами территории РФ.
В различные федеральные законы в этой связи внесены изменения, регулирующие особенности правового статуса добровольческих формирований и граждан, в них пребывающих (пребывавших).
В частности, изменения внесены в Федеральный закон "Об исполнительном производстве", в Арбитражный процессуальный кодекс РФ, Гражданский процессуальный кодекс РФ о приостановлении соответствующих процедур на период пребывания в добровольческом формировании Росгвардии. На таких участников распространены трудовые, налоговые и иные гарантии, как и для всех участников специальной военной операции.

5. О мерах по противодействию коррупции, предусмотренных в сфере закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд
В Федеральном законе от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» предусмотрен ряд положений, направленных на противодействие коррупции:
Так, установлен запрет на включение в состав закупочной комиссии определенных лиц. В данном случае членами комиссии не могут быть (ч. 6 ст. 39 Закона № 44-ФЗ):
- физические лица, которые были привлечены в качестве экспертов к проведению экспертной оценки извещения об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке), заявок на участие в конкурсе
- физические лица, имеющие личную заинтересованность в результатах определения поставщика (подрядчика, исполнителя), в том числе физические лица, подавшие заявки на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), либо состоящие в трудовых отношениях с организациями или физическими лицами, подавшими данные заявки, либо являющиеся управляющими организаций, подавших заявки на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя).
- участники (акционеры) организаций, подавших заявки на участие в закупке, члены их органов управления, кредиторы участников закупки;
- должностные лица органов контроля, осуществляющие контроль в сфере закупок.
Установлено требование к участникам закупки об отсутствии конфликта интересов между ними и заказчиком. Так, должностное лицо заказчика (руководитель, член комиссии по осуществлению закупок, руководитель контрактной службы, контрактный управляющий), его супруг (супруга), близкий родственник по прямой восходящей или нисходящей линии (например, отец, дочь, внучка), полнородный или неполнородный (имеющий общих с должностным лицом заказчика отца или мать) брат (сестра), лицо, усыновленное должностным лицом заказчика (усыновитель этого должностного лица заказчика), не должны являться (п. 9 ч. 1 ст. 31 Закона № 44-ФЗ):
- физическим лицом (в том числе зарегистрированным в качестве индивидуального предпринимателя), являющимся участником закупки;
- руководителем, единоличным исполнительным органом, членом коллегиального исполнительного органа, учредителем, членом коллегиального органа унитарной организации - участника закупки;
- единоличным исполнительным органом, членом коллегиального исполнительного органа, членом коллегиального органа управления, выгодоприобретателем корпоративного юрлица - участника закупки. Выгодоприобретателем является физлицо, напрямую или косвенно (например, через юрлицо) владеющее более чем 10% голосующих акций хозяйственного общества или долей, превышающей 10% в уставном (складочном) капитале хозяйственного товарищества или общества;
Предусмотрена возможность оспорить действительность контракта в суде при наличии личной заинтересованности руководителя заказчика, члена комиссии, контрактного управляющего или руководителя контрактной службы. Она заключается в возможности получения этими лицами выгоды не только для себя, но и для третьих лиц (ч. 22 ст. 34 Закона № 44-ФЗ);
Установлен запрет на участие в закупках физлиц с непогашенной или неснятой судимостью за определенные преступления, а также юридических лиц, где такие физлица являются руководителями, членами коллегиального исполнительного органа, лицами, исполняющими функции единоличного исполнительного органа или главного бухгалтера. К данным лицам не должно быть применено наказание в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, которые связаны с поставкой товаров (работ, услуг), являющихся объектом закупки, и административное наказание в виде дисквалификации. Также к закупкам не допускаются юрлица, которые в течение двух лет до подачи заявки привлекались к административной ответственности по ст. 19.28 КоАП РФ (п. п. 7, 7.1 ч. 1 ст. 31 Закона № 44-ФЗ);
Предусмотрен механизм раскрытия информации обо всех субподрядчиках для крупных контрактов (ч. 23, 24 ст. 34 Закона № 44-ФЗ); право Правительства РФ определить случаи, когда проверка соответствия поставленного товара условиям контракта проводится исключительно сторонними экспертами (экспертными организациями) (ч. 4.1 ст. 94 Закона № 44-ФЗ); общественное обсуждение отдельных закупок (ст. 20 Закона № 44-ФЗ); предусмотрены различные механизмы контроля за закупочной деятельностью, в том числе общественный контроль (ст. ст. 99 - 102 Закона № 44-ФЗ).
Установлены требования к экспертам, экспертным организациям. К проведению экспертизы в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, не могут быть допущены (ч. 2 ст. 41 Закона № 44-ФЗ):
- должностные лица либо работников заказчика или поставщика (подрядчика, исполнителя), а также бывших должностных лиц либо работников, которые были таковыми не менее чем за два года до проведения экспертизы;
- физические лица, имеющих имущественные интересы в заключении контракта;
- являющиеся близкими родственниками (родственниками по прямой восходящей и нисходящей линии (родителями и детьми, дедушкой, бабушкой и внуками), полнородными и неполнородными (имеющими общих отца или мать) братьями и сестрами), усыновителями или усыновленными с руководителем заказчика, членами комиссии по осуществлению закупок, руководителем контрактной службы, контрактным управляющим, должностными лицами или работниками поставщика (подрядчика, исполнителя) либо состоящие с ними в браке;
- юридические лица, в которых заказчик или поставщик (подрядчик, исполнитель) имеет право распоряжаться более чем 20% общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции, либо вкладов, долей, составляющих уставный или складочный капитал юрлиц;
- физические или юридические лица, на которых заказчик либо поставщик (подрядчик, исполнитель) прямо или косвенно может оказывать влияние.
Установлен запрет на участие специализированной организации в закупке, в рамках которой она осуществляет функции такой организации согласно ч. 1 ст. 40 Закона № 44-ФЗ (ч. 5 ст. 40 указанного Закона).
Помимо указанных положений, принципы, на которых основывается контрактная система, например, принцип открытости и прозрачности, направлены в том числе и на противодействие коррупции в сфере закупок.

6. Материнский капитал теперь можно направлять на реконструкцию жилого дома блокированной застройки
Федеральным законом от 25.12.2023 № 682-ФЗ "О внесении изменений в статью 10 Федерального закона "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" часть средств материнского капитала разрешено направлять на реконструкцию жилого дома блокированной застройки.
Согласно внесенным изменениям средства в сумме, не превышающей 50% размера средств материнского (семейного) капитала, может быть выдана владельцу сертификата на строительство (реконструкцию) объекта индивидуального жилищного строительства, а теперь также и на реконструкцию дома блокированной застройки на основании сведений, указанных в части 1.1 статьи 10 Закона "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей".
Закон принят в целях исполнения Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 21.12.2022 № 56-П.

7. Ответственность за использование жилого помещения не по назначению, а также за систематическое нарушение прав соседей
В соответствии со статьей 91 Жилищного кодекса Российской Федерации, если наниматель и (или) проживающие совместно с ним члены его семьи используют жилое помещение не по назначению, систематически нарушают права и законные интересы соседей или бесхозяйственно обращаются с жилым помещением, допуская его разрушение, наймодатель обязан предупредить нанимателя и членов его семьи о необходимости устранить нарушения. Если указанные нарушения влекут за собой разрушение жилого помещения, наймодатель также вправе назначить нанимателю и членам его семьи разумный срок для устранения этих нарушений.
Если наниматель жилого помещения и (или) проживающие совместно с ним члены его семьи после предупреждения наймодателя не устранят эти нарушения, виновные граждане по требованию наймодателя или других заинтересованных лиц выселяются в судебном порядке без предоставления другого жилого помещения.
К заинтересованным лицам, имеющим право обратиться в суд с требованием о выселении нанимателя жилого помещения и (или) членов его семьи, в указанных случаях относятся лица, чьи права нарушаются неправомерными действиями нанимателя и (или) проживающих совместно с ним членов его семьи (например, соседи по дому, коммунальной квартире). Обратиться в суд с иском о выселении нанимателя и (или) членов его семьи вправе также органы государственной жилищной инспекции, осуществляющие контроль за использованием жилищного фонда, соблюдением правил пользования жилыми помещениями.
Выселение является крайней мерой ответственности и возможно лишь при установлении факта систематичности противоправных виновных действий со стороны нанимателя и (или) членов его семьи, которые, несмотря на предупреждение наймодателя в любой форме (устной или письменной) о необходимости устранить допущенные нарушения, эти нарушения не устранили.
При этом к систематическому нарушению прав и законных интересов соседей нанимателем и (или) членами его семьи относятся их неоднократные, постоянно повторяющиеся действия по пользованию жилым помещением без соблюдения прав и законных интересов проживающих в этом жилом помещении или доме граждан, без соблюдения требований пожарной безопасности, санитарно-гигиенических, экологических и иных требований законодательства, правил пользования жилыми помещениями.

8. За работающей женщиной теперь сохраняется право на получение пособия на ребенка
Федеральным законом от 19.12.2023 № 614-ФЗ внесены изменения в статью 256 Трудового кодекса Российской Федерации.

Согласно данным изменениям право на получение пособия по обязательному социальному страхованию сохраняется в случае, если женщина выходит на работу (в том числе на условиях неполного рабочего времени, работы на дому или дистанционной работы) из отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет или в период указанного отпуска работает у другого работодателя.

Ранее такое право сохранялось только при выходе на работу на условиях неполного рабочего времени или на дому, при этом требовалось заявление женщины.

Аналогичные изменения Федеральным законом от 19.12.2023 № 620-ФЗ
внесены в статью 13 Федерального закона "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" и статью 11.1 Федерального закона "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством".

Изменения вступили в силу 01.01.2024.

9. О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью
Защита детей от информации, причиняющей вред их здоровью, на территории Российской Федерации регулируется Федеральным законом от 29.12.2010 № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию».
Данный Закон содержит перечень информации, причиняющей вред здоровью и развитию детей и может распространяться посредством информационно-телекоммуникационных сетей и сети «Интернет», например информация о способах, методах разработки, изготовления и использования наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, местах приобретения таких средств, направленная на вовлечение несовершеннолетних в совершение противоправных действий, представляющих угрозу для их жизни и здоровья, либо о несовершеннолетнем, пострадавшем в результате противоправных действий, материалов с порнографическими изображениями несовершеннолетних.
На сайте Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) создана электронная форма для приема обращений о наличии на страницах сайтов в сети «Интернет» запрещенной информации. Данная форма размещена по адресу: http://eais.rkn.gov.ru.
В случае выявления на страницах сайтов в сети «Интернет» информации, которая может быть отнесена к информации, причиняющей вред здоровью и развитию детей, пользователь вправе обратиться в соответствующий уполномоченный орган, компетенция которого определена Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.10.2012 № 1101, заполнив вышеуказанную форму в электронном виде.
По результатам проведенной проверки уполномоченный орган правомочен принять решение о признании данной информации запрещенной к распространению на территории Российской Федерации и внести ее в Единый реестр. В случае принятия решения об отказе в признании информации, размещенной на информационном ресурсе, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации, лицо, обратившееся в уполномоченный орган, вправе обжаловать указанное решение в судебном порядке.

10. Граждане, пострадавшие от мошеннических действий, имеют право взыскать в суде неосновательное обогащение
Как правило, переводы денежных средств в рамках мошеннических схем отправляются на банковские карты, оформленные на подставных лиц. Мошенники не используют собственные данные.
В силу требований пункта 1 статьи 845 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) по договору банковского счета банк обязуется принимать и зачислять поступающие на счет, открытый клиенту (владельцу счета), денежные средства, выполнять распоряжения клиента о перечислении и выдаче соответствующих сумм со счета и проведении иных операций по счету. Списание денежных средств со счета осуществляется банком на основании распоряжения клиента. 
Правовое регулирование электронных средств платежа осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 27.06.2011 № 161-ФЗ «О национальной платежной системе». По правилам выпуска и обслуживания банковских карт, карта является собственностью банка и дается владельцу во временное пользование. Передача карты в руки третьих лиц и предоставление сведений о ПИН-кодах категорически запрещены условиями договора, заключенного между банком и клиентом. Персональную ответственность по операциям с картой несет владелец карты. Таким образом, при передаче банковской карты третьему лицу все негативные последствия по совершенным банковским операциям возложены на лицо, на чье имя выдана банковская карта.
При поступлении денежных средств на карту третье лицо, как правило, за вознаграждение переводит деньги мошенникам либо дает согласие и предоставляет им возможность распоряжаться его счетом. Следовательно, на владельцах карты лежит ответственность за все неблагоприятные последствия совершенных действий.
В настоящее время сформировалась судебная практика по взысканию на основании исков граждан неосновательного обогащения с непосредственных владельцев счетов, на которые перечисляются денежные средства в таких случаях.
В силу пункта 1 статьи 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение).
По смыслу указанной нормы, для подтверждения факта возникновения обязательства из неосновательного обогащения должна быть установлена совокупность следующих обстоятельств: сбережение имущества (неосновательное обогащение) на стороне приобретателя; возникновение убытков на стороне потерпевшего, являющихся источником обогащения приобретателя (обогащение за счет потерпевшего); отсутствие надлежащего правового основания для наступления указанных имущественных последствий.
Таким образом, граждане, пострадавшие от мошеннических действий, имеют право обратиться в суд с иском к владельцам банковского счета, банковской карты о взыскании неосновательного обогащения.
Кроме того, прокурор может обратиться в суд с иском в порядке гражданского судопроизводства в случае, если потерпевший по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сделать этого самостоятельно.

11. Правила налогообложения разыскиваемых транспортных средств
Статьей 358 Налогового кодекса Российской Федерации определены правила налогообложения разыскиваемых транспортных средств.
Так, объектом налогообложения по транспортному налогу не являются транспортные средства, находящиеся в розыске, а также транспортные средства, розыск которых прекращен, с месяца начала розыска соответствующего транспортного средства до месяца его возврата лицу, на которое оно зарегистрировано.
Факты угона (кражи), возврата транспортного средства подтверждаются документом, выдаваемым уполномоченным органом, или сведениями, полученными налоговыми органами в соответствии со статьей 85 Налогового Кодекса Российской Федерации.
Таким образом, транспортное средство, находящееся в розыске, не облагается налогом до месяца его возврата владельцу.
Собственнику угнанного или похищенного транспортного средства необходимо обратиться с соответствующим заявлением и подтверждающими документами в налоговый орган в целях прекращения начисления налога.

12. Фото- и видеосъемка в общественных местах (правила, ограничения и запреты)
Под понятием «общественное место» обычно понимается место, где происходит общение достаточно большого количества людей, которым открыт туда доступ на равных основаниях.
Согласно ст. 29 Конституции РФ дозволено каждому свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Фото- и видеосъемка в общественных местах не ограничена, если законом не установлено иное.
Например, фото- и видеосъемка одного участника гражданских правоотношений не должна посягать на права других их участников, то есть если такая съемка имеет целью сбор информации о частной жизни лица, то без согласия этого лица она не допускается исходя из ч. 1 ст. 24 Конституции РФ.
Фото- и видеосъемка на улице не ограничена.
Что касается торговых залов и иных помещений организаций, реализующих товары, работы и услуги потребителям, то производимая в них фото- и видеосъемка согласуется с Законом РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей», гарантирующим право любого потребителя на получение необходимой и достоверной информации об изготовителе (исполнителе, продавце), режиме его работы и реализуемых им товарах (работах, услугах). Коммерческую тайну размещенная там информация составлять не может.
Посредством фото- и видеосъемки граждане могут фиксировать свое общение с должностными лицами органов власти, принципом деятельности которых еще в Указе Президента РФ от 31.12.1993 № 2334 «О дополнительных гарантиях прав граждан на информацию» объявлена открытость.
В частности, в ст. 8 Федерального закона от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции» провозглашена открытость деятельности полиции.
Запрета на получение изображения гражданина применительно к его гражданско-правовой охране тоже не существует. Граждане, находящиеся в общественных местах, осознают возможность их фото- или видеосъемки и, поскольку этого места они не покидают, подразумевается их согласие.
Стоит отметить, что все вышеизложенное не касается ситуаций применения оборудования, предназначенного для скрытой съемки и негласного получения информации.

13. Досмотр транспортного средства
Досмотр транспортного средства любого вида, то есть обследование транспортного средства, проводимое без нарушения его конструктивной целостности, осуществляется в целях обнаружения орудий совершения либо предметов административного правонарушения (ч. 1 ст. 27.9 КоАП РФ).
Основания досмотра:
- проверка обоснованного предположения о наличии в транспортном средстве оружия, боеприпасов, патронов к оружию, взрывчатых веществ, взрывных устройств, наркотических средств, психотропных веществ или их прекурсоров либо ядовитых или радиоактивных веществ;
- проверка обоснованного предположения о наличии орудий совершения либо предметов административного правонарушения в транспортном средству или следов административного правонарушения на транспортном средстве:
- осуществление задержания, административного задержания лица, находившегося в транспортном средстве.
Досмотр проводится:
- В присутствии лица, во владении которого находится транспортное средство;
- В присутствии 2-х понятых или с использованием видеофиксации;
- Обязательно составляется протокол досмотра транспортного средства, копия которого вручается владельцу транспортного средства;
Действия сотрудников полиции, осуществивших досмотр транспортного средства, могут быть обжалованы в суд.
Если гражданин полагает, что досмотр транспортного средства проведен незаконно и необоснованно, а также действиями сотрудников полиции он вправе обратится в суд в порядке ст. 1069 ГК РФ.

14. Экстренная скорая медицинская помощь может быть оказана без согласия пациента
Согласно ст. 20 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» необходимым предварительным условием медицинского вмешательства является дача информированного добровольного согласия гражданина или его законного представителя на медицинское вмешательство на основании предоставленной медицинским работником в доступной форме полной информации о целях, методах оказания медицинской помощи, связанном с ними риске, возможных вариантах медицинского вмешательства, о его последствиях, а также о предполагаемых результатах оказания медицинской помощи.
Медицинское вмешательство без согласия гражданина, одного из родителей или иного законного представителя допускается если медицинское вмешательство необходимо по экстренным показаниям для устранения угрозы жизни человека; в отношении лиц, страдающих тяжелыми психическими расстройствами и заболеваниями, представляющими опасность для окружающих; в отношении лиц, совершивших общественно опасные деяния; при проведении судебно-медицинской экспертизы, судебно-психиатрической экспертизы; при оказании паллиативной медицинской помощи, если состояние гражданина не позволяет выразить ему свою волю и отсутствует законный представитель.
Федеральным законом от 25.12.2023 № 678-ФЗ внесены дополнения в статью 20 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», согласно которым скорая медицинская помощь может быть оказана без оформления согласия на медицинское вмешательство при условии оказания вне медицинской организации, если медицинское вмешательство необходимо для устранения угрозы жизни человека и отсутствует выраженный до начала оказания медицинской помощи отказ гражданина (его законного представителя) от медицинского вмешательства.
Изменения вступили в силу с 5 января 2024 года.

15. Использование портала госуслуг для подачи обращений
Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" (с учетом изменений от 04.08.2023) предусмотрена подача обращений с использованием федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)".

Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2023 № 2334 утверждены Правила использования портала госуслуг для направления обращений и сообщений в государственные органы, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные учреждения, иные организации, осуществляющие публично значимые функции, и их должностным лицам.

Установлено, что с использованием портала госуслуг могут направляться обращения в порядке Федерального закона № 59-ФЗ, а также сообщения (информация о необходимости решения актуальных для физических или юридических лиц проблем).

Направление обращений и сообщений физическими и юридическими лицами с использованием портала госуслуг осуществляется при условии наличия подтвержденной учетной записи и прохождения процедур идентификации и аутентификации.

Обращения и сообщения, поданные с использованием портала госуслуг, регистрируются автоматически в момент их подачи. Регистрация подтверждается присваиваемым порталом госуслуг регистрационным номером.

Ответы на обращения или сообщения, уведомления о переадресации обращений или сообщений в орган, организацию или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении или сообщении вопросов, направляются по адресу (уникальному идентификатору) личного кабинета физического или юридического лица на портале госуслуг.

Через портал госусуг можно обратиться также и в прокуратуру области.

Иные способы обращения в прокуратуру:
- путем посещения прокуратуры через личный прием граждан (осуществляется без записи в порядке живой очереди дежурным прокурором);
- путем направления письменного обращения почтовой связью;
- путем заполнения формы для обращения на портале https://epp.genproc.gov.ru/web/proc_76.

16. Об изъятии земельных участков для государственных и муниципальных нужд
Возможность изъятия земельных участков для государственных и муниципальных нужд предусмотрена статьями 279-282 Гражданского кодекса Российской Федерации и главой VII.1 Земельного кодекса Российской Федерации.
Изъятие производится при необходимости размещения объектов федерального, регионального, местного значения. Понятия таких объектов приведены в статье 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Например, к объектам регионального и местного значения относятся автовокзалы, автодороги, мосты, путепроводы, являющиеся их технологической частью, здания школ, больниц, домов-интернатов, дворцов спорта, полигоны твердых коммунальных отходов, линии электропередачи, газопроводы, кладбища и т.д. (статья 6.1 Закона Ярославской области от 11.10.2006 № 66-з «О градостроительной деятельности на территории Ярославской области»).
Изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд в целях строительства, реконструкции указанных объектов допускается, если указанные объекты предусмотрены утвержденными документами территориального планирования (за исключением объектов, которые в соответствии с законодательством не подлежат отображению в документах территориального планирования), утвержденными проектами планировки территории.
Для начала процедуры изъятия необходимо сформировать перечень изымаемых земельных участков и находящегося на нем имущества, установить правообладателей.
В статье 56.5 Земельного кодекса Российской Федерации урегулирована процедура выявления лиц, земельные участки и расположенные на них объекты недвижимого имущества которых подлежат изъятию, в случае, если в Едином государственном реестре недвижимости отсутствуют сведения о зарегистрированных правах.
В таких случаях уполномоченные органы не менее чем за 60 дней до принятия решения об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд обязаны:
- запросить сведения в архивах, органах государственной власти и местного самоуправления, у предполагаемых правообладателей;
- опубликовать сообщения о планируемом изъятии, разместить сообщения на официальном сайте, информационных щитах.
Правообладатели должны при этом подать заявления в уполномоченный орган об учете их прав с приложением копий подтверждающих документов.
Правообладатели изымаемой недвижимости, права которых не были выявлены в таком порядке, имеют право в дальнейшем требовать возмещения, но не возврата земельных участков или расположенных на них объектов недвижимого имущества.
Далее в соответствии со статьей 56.6 Земельного кодекса Российской Федерации уполномоченным органом принимается решение об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд. В данном решении должны быть указаны изымаемые земельные участки и расположенные на таких земельных участках объекты недвижимого имущества, а также цель изъятия земельных участков, реквизиты документов, в соответствии с которыми осуществляется изъятие.
Отсутствие в Едином государственном реестре недвижимости сведений о зарегистрированных правах, наличие споров о правах на земельные участки или на расположенные на них объекты недвижимого имущества не являются препятствием для принятия решения об изъятии.
Принятие решения об изъятии не препятствует владению, пользованию, распоряжению земельными участками или расположенными на них объектами недвижимого имущества. Продажа или иной способ перехода прав на изымаемые объекты не влечет за собой необходимости принятия нового решения об изъятии или о внесении изменений в ранее принятое решение.
В течение 10 дней со дня принятия решения об изъятии уполномоченный орган:
- публикует это решение и размещает его на своем официальном сайте;
- направляет копию решения правообладателям письмом с уведомлением о вручении;
- направляет копию решения об изъятии в орган регистрации прав;
Решение об изъятии может быть обжаловано в суд в течение трех месяцев со дня уведомления правообладателя изымаемой недвижимости о нем.
Далее происходит процедура подготовки соглашений об изъятии, для чего уполномоченный орган, принявший решение об изъятии, согласно статье 56.7 Земельного кодекса Российской Федерации осуществляет кадастровые работы, обращается за кадастровым учетом объектов (при необходимости), выступает заказчиком работ по оценке изымаемых объектов, осуществляет переговоры с правообладателями изымаемой недвижимости относительно условий ее изъятия. Согласие правообладателей на такие действия не требуется. Наличие споров о границах земельных участков, подлежащих изъятию, не являются препятствием для подготовки и последующего заключения соглашения об изъятии.
Правообладатели изымаемой недвижимости обязаны обеспечить доступ к земельным участкам и расположенным на них объектам недвижимого имущества в целях выполнения кадастровых работ, определения рыночной стоимости такой недвижимости.
Размер возмещения определяется на основании статьи 56.8 Земельного кодекса Российской Федерации не позднее чем за 60 дней до направления правообладателю земельного участка соглашения об изъятии недвижимости.
При наличии согласия лиц, у которых изымаются земельные участки и расположенные на них объекты недвиж

Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie